Поисковый отряд "Огонь Памяти им. Сергеева А. Н." Запись пятая

Поисковый отряд "Огонь Памяти им. Сергеева А. Н."

  • Запись первая
  • Запись вторая
  • Запись третья
  • Запись четвёртая
  • Запись пятая

  • Запись пятая.

    У нас с ним была почти игра, но серьёзная. Он, смеясь, спрашивал меня: «И ты, что будешь, правда, записывать?». «Да», - отвечала ему. И в кармашке его серой рубашки, которую я надевала у него для удобства делать домашние дела, всегда был карандашик и листочек бумажки. А позже с 21 августа 2002 года по 3 октября 2002 года эти записи мы собрали в одну работу. Он уже жил срок, назначенный ему врачами, а точнее ОН ОЧЕНЬ ХОТЕЛ ЖИТЬ.

    ФРАЗЫ И МЫСЛИШКИ ИЗ МОЕЙ ЗАПИСНОЙ КНИЖКИ

    Приведённые из «записной книжки» мои «фразы и мыслишки» не претендуют  на «силу» и «остроумие». Если некоторые из них Вам понравятся, я этому буду рад. С уважением.    Сергеев Анатолий Николаевич.     03.10.2002 года.

    О женщине

    - Бронежилет женщины – это её обезоруживающая улыбка.

    - Жена офицера – его половина.  

    - Не доверяйте женщинам с собаками. Такие женщины потребуют от Вас привязанности и преданности не меньше, чем собачьей. Нежности и ласки Вам достанется лишь то, что останется после собаки.

    - Сексобильная – это сексом обильная.

    - Вся её духовность сводилась к духам.

    - Жена ревнует к любой, кто хоть чуть-чуть приятнее её, то есть практически ко всем.

    - Идёт, выписывая задом свободу не только слова.

    - Бес-сценная артистка.

    - Пошла ногами по рукам. (Позвольте пояснить, что эту фразу САН мне подарил, когда я уходила от него по нашим общим делам. Я её очень люблю).

    Философия Жизни

    - Понять, - вовсе не значит принять.

    - Всё суета, пустота, тлен; лишь божественное вечно.

    - Есть не только внутренний голос, но и внутренний слух.

    - Живи так, чтобы мог, не стыдясь оглянуться на пройденный путь.

    - Близкого человека нередко считают человеком недалёким.

    - У него до того острый ум, что его трудно заметить.

    - Чем мельче человек, тем крупнее амбиции.

    - Отрицательный результат, - тоже результат уже потому, что им отметается один из будущих ложных путей поисков.

    - Уже предначертанную свыше личную судьбу можно и нужно лишь слегка править. Изменить же её целиком невозможно.

    - Ты-то с ним знаком, а знаком ли он с тобой?

    -Знания, подтверждённые собственным опытом, порождают интуицию.

    - Слушал сквозь уши («ушной сквозняк»).

    - Не жалей о прошлом, - его не вернёшь и не изменишь, а делай из него выводы, предостерегающие в настоящем и будущем и помогай другим избежать подобных ошибок.

    - Не бывает неинтересным время, в котором мы живём. Бывают  неинтересными люди в это время.                      

    - Живёшь члено – раздельно (организм, семья, родня, дом, квартира, квартал, город, страна).

    - Делая даже незначительные дела по возможности лучше, ты постоянно улучшаешь себя.

    - Всякий недостаток обязательно имеет какое-нибудь несомненное достоинство.

    - Время умных людей лечит, а дураков – калечит.

    - Чем больше человек любит себя, тем меньше остаётся другим.

    - Простить могу, - забыть не выходит.

    - Если человек, как и букашка или муха, попавшие в паутину, не борется из последних сил (и даже больше), - то он заранее обречён.

    - Одна – единственная, невесомая снежинка, падая на заснеженную ветку, оказывается последней и непосильной для этой ветки, и она прогибается, сбрасывая с себя снег или, иногда, ломается.

    - Чем меньше заметна кочка, тем чаще об неё спотыкаются на ровном месте.

    - Жить не только благодаря, но и вопреки.

    - Пока в человеке преобладают отрицательные эмоции, не о каком гармоничном внутреннем развитии говорить не приходится.

    - Одни оставляют за жизнь яркий след.

      Другие – одни лишь последствия.

      А третьи творят за свой век столько бед, что место в тюрьме им, без следствия.

    - У каждого, в том числе и дурака, своя, правда.

    - По счетам жизни надо платить и это – неизбежно.

    - Каждый из нас прост и понятен, как гвоздь, и сложен, как мир божий.

    - Ложь во спасение – всё равно ложь, и уж, конечно, не святая. Понятие ложь и святость несовместимы.

    - Не давай поселиться в себе злобе – съест заживо.

    - Бывают мысли свежие, бывают и с душком.

    - Перед надменным взглядом верблюда, который может ещё в тебя, и плюнуть, чувствуешь себя ничтожеством.

    - Нелепое временно в жизни и быстро проходит, постоянно же лишь то, что целесообразно.

    - В трудную минуту вспомни, что лошадь даже спит стоя.

    - Загрустив о том, что жизнь коротка, вспомни о бабочках-однодневках, у которых уже до обеда проходит полжизни.

    - Материальная независимость не заменит духовной близости.

    - Человек формирует в себе профессию, профессионала. Профессия же, в свою очередь, формирует человека.

    - «Оптимист»: «Сегодня мы живём лучше, чем завтра».

    - Это поразительно, какой он паразитина.  

    - Воистину, если гениален, то во всём, - у И. С. Баха было 18 (!) детей, четыре стали знаменитыми композиторами.

    - Кажущаяся безвыходность, апатия, неверие – верный путь к краху.

    - Без тебя самого тебе никто и ничто не поможет.

    О культуре

    - «Засветиться» у «светил».

    - Рождать и писать что-то нужное, полезное – это горький мёд, приятная каторга.

    - В писательском деле, начиная с газетного, пока набьёшь руку, - изрядно набьют морду.

    - Радио – активные отходы.

    - Авторства почти нет, а автосамолюбия уже с избытком.

    - О многих теперешних поп певцах можно сказать, что он – бес сценный.

    - Учит нас кино культуре: «Ну, ты, блин, вооще, в натуре».

    Жизнь, как она есть

    - Зигзагами идёт пьяный, горланит «песню». Бабка: «Наклевался соловушка – бедная головушка». Помолчав, добавила: «Соловей – разбойник».

    - Неинтересных старых людей не бывает.

    - С рожденья много нам даётся, ничтожно мало удаётся.

    - В старости, опыте – наша сила!

    - Молодёжь в большинстве своём «расходует» своих «предков» нередко на износ. В результате оказывается перед непосильными для них жизненными трудностями – один на один.

    - Менталитет Ментов упал ниже критического моментально (после распада СССР и развала России).

    - Нетренированный мозг затухает раньше.

    - Бесслёзно расстались.

    - Саксофонист Блин Клин.

    - Моралист – Блин Клин.

    - Всякому беспределу бывает предел.

    - Даже маленькой улитке не прожить дня без политики.

    - Гласность без слышимости – пустой звук, звук без эха.

    - Какая в кармане наличка, - такой и наличник (выражение лица).

    - Чем глупее человек, тем меньше у него забот и сомнений, и наоборот.

    - Лучше старческая детскость, чем старческий маразм.

    - Не они злоупотребляли, а их зло употребляло.

    - Или в кармане имеешь, или тебя имеют.

    - Скучен человек растерявший детскость.

    - Человек без солнышка внутри – тёмный человек.

    - Кончились доводы, начались приводы.

    - Бракоделов всех удел, оказаться не у дел.

    - Среди ментов всё реже встречаются рудименты старой советской милицейской школы.

    - Полнокровная жизнь – это жизнь, полная крови? Нет уж, уволь те. Предпочитаю жизнь полноценную.

    - Мне самому не до себя, и уж, конечно, не до тебя.

    - Я относительно жив и местами, временами здоров. Но чем дальше, тем меньше и того и другого.

    - Каждый жабёнок свою маму жабу считает самой изящной и красивой.

    - Торопись жить, работать и чувствовать – как в последний раз.

    - Брайтон-Бич – пригород Одессы.

    - Попка сыночка слаще тёщиной щёчки.

    - Губернаторы в основном – это соковыжималки своих губерний.

    - Привалирование завуалирования.

    - Как я сам себя выношу? Это надо же грандиозное терпение.

    - БлагоСОСтоян ие народа.

    - Погрел руки, делай ноги.

    - Финт ушами.

    - Каша в голове взрослых, разжижает и без того детские мозги.

    - С засухой на дачи, - никакой отдачи.

    - Дураки непоколебимы и неистребимы.

    - Котелок варит только то, что в него закладывают.

    - Опустишь руки, протянешь ноги.

    - Лень не только развращает душу и тело, но и засасывает их.

    - Человек без отдачи добровольно отдаёт себя в никуда.

    - Если память не отшибло, поневоле вспоминается то, о чём следовало бы давно забыть.

    - Он её желает, но жалеет.

    - ЧайХАНА – кончился чай.

    - Не Вы ли здесь всю ночь выли?

    - О, верь, Мишель, - взойдёт она, созреет макаронина.

    - Эмансипи… писи…тьфу! Эмансипированные женщины.

    Записала с листочков (разложили с ним по темам), переписала начисто. Теперь благодарю его, но удивляюсь его силе духа. Ведь мы оба знали сразу его диагноз. Ему врачи дали срок жить до октября 2002 года. Он не только жил и очень хотел жить, но понемногу мы с ним работали. Он мне диктовал тексты, а я записывала, потом возила в газеты или журнал. Мы успели хоть немного сделать. Он дождался своего журнала. Я успела ему прочитать два раза журнальный вариант его воспоминаний. Он сидел на детском стульчике в дверях ванной, курил, слушал, и руки его тряслись. Он сказал: «А мне понравилось. Прочитай ещё раз». Я не могу сейчас сразу собрать весь его архив и обработать. Много дел. Но мне захотелось хотя бы часть работ его показать людям. Понимаю, что в чём-то наши записи наивны, но они правдивые и искренние. Они расскажут современным прагматичным людям правду нашей жизни, чем мы жили, во что верили. Нам за наши жизни не стыдно. Пусть это будет светлая память о хорошем человеке, совершившем гражданский подвиг, капитане Сергееве. Очень больной человек пропустил через больное сердце всю свою жизнь, понимая, что она имеет право на память, и оставил нам свои воспоминания. Сейчас я понимаю, что первые шаги, мои шаги в журналистику помог сделать САН. Я тогда ничего не знала и просто помогала ему. А теперь говорю ему спасибо за нашу дружбу, уважение и за наши человеческие  чувства мужчины и женщины. Надо уметь дружить в любом возрасте. Так жизнь мне подарила «старшего брата», которого у меня не было в жизни. С капитаном Сергеевым я не боялась Жизни. Вечная ему память.

     

    12-21 апреля 2013 года. Бекетовка.                                               Дэя Вразова.  

     

      2-я часть.

    Когда проводили колонны пленных, то наши солдаты уже разбирались, кто из них немцы, итальянцы, венгры, румыны. Ну и ребятишки, конечно, тоже стали «знатоками» этого вопроса. Несмотря на жестокие морозы достойнее всего держались немцы, а хуже всех румыны (наледи под носом и по бороде, двигались с трудом и с обреченным видом). Тогда же появилась и долго держалась фраза: «Что ты идешь, как румын?», - в смысле «еле-еле» и сам, как сейчас говорят «никакой». По ночам пленные из колонны разбредались по дворам, стуча в окна и двери, просясь отогреться, но мы, конечно, еще плотнее закрывались. Следующие эпизод, даже сейчас по прошествии почти 60-ти лет у меня вызывает содрогание, хотя на своем веку и до армии и во время многолетней службы кадровым офицером (инженером-механиком, по минновзрывным средствам) и в «гражданке» после увольнения повидал всякого немало. Война, конечно, есть война, но такое… когда колонны пленных нескончаемым потоком вели по улице, был я однажды свидетелем страшной сцены,  - видал воочию, вплотную, рядом. Одна из солдаток-конвоиров вывела из колонны пленного, повела его в сторону котлована, бывшего на месте двора здания стоматологической поликлиники. Наверное, котлован образовался, когда брали землю при строительстве школы (сейчас 1-ая горбольница). Отвела в котлован, поставила его вертикально к земляной стенке и расстреляла из винтовки. Затем подошла и стала снимать с пальца его руки кольцо или перстень, - не снималось, как она не вертела. Тогда она вытащила сбоку висевший у нее нож-штык от немецкой винтовки, отрубила этот палец, сдернула кольцо, выбросила палец и пошла в сторону. Народу собралось много, подходили, когда она еще его вела, почувствовав что-то не ладное. Люди страшно возмутились, начались крики: «Сволочь, паразитка, мародерка!», - и всякое похлеще. Тем не менее, она резко обернулась, - вооруженная. Обступившая было ее, толпа отшатнулась, и она ушла догонять свою колонну. Как назвать какую, извините, женщину – война, даже не знаю. Это страшнее чем мародер, т.к. тот есть грабитель, похищающих вещи убитых и раненых на поле сражений, а здесь же она его убила, потом сняла это украшение. Не хватает слов. Не раз и не два за эти многие прожитые годы я мысленно возвращался к этой страшной сцене, пытаясь как-то…нет, конечно, не оправдать, это невозможно, а как-то понять, найти объяснение. Ведь бывали случаи в войну, когда наш солдат, встретив группу пленных немцев, отталкивая конвоира от пленных и расстреливая немцев  в упор. Позже выяснялось, что недавно он получил сведения о  том, что всю его семью, - мать, отца, жену и детей, немцы заперли в хате и сожгли их заживо. Причины разные: им помогали партизаны, или укрывали раненого красноармейца или.… Ведь бывали случаи, когда жителей всего села сгоняли в огромный сарай и заживо сжигали. А если она встретила в колонне его взгляд с жгучей ненавистью, а если он еще и показал жестом, что все - равно, ее ждет петля. Могло быть? Могло. А немцы уничтожили (сожгли заживо) всех ее родных. Конечно, может разум помутиться. Понятно, что таких «самосудчиков» карали жестко по законам военного времени, но….что было, то было и все-таки нельзя уподобляться людоедам. После того, как отогнали немцев, центром города Сталинграда стала Бекетовка, потому что город был полностью разрушен. Зимний клуб «СталГРЭС» стал главным театром города (драматическим и концертным залом). В «театре» выступал приезжавший вскоре американский певец Поль Робсон, с которым я буквально столкнулся неподалеку. Ошалевший рассматривая его, - крупный, высокий, плотный, - он осматривался вокруг. До этого  я негра видел лишь в кинофильме «Цирк». Там же проводились и все областные и городские собрания и совещания. В Бекетовке же были практически все областные и городские организации. Была гостиница (напротив нынешней ж/д станции «ВолгоГРЭС», где был раньше энерготехникум, ресторан (сейчас там общежитие ВолгоГРЭС). Пятиэтажный дом по ул. 1-ой Пятилетки, как его называли «дом под часами» (у него многие годы висят электрические часы) был заселен руководящими товарищами. Был выстроен большой летний (деревянный) клуб «СталГРЭС». Был благоустроен клуб им. «Ворошилова», находившейся не далеко от железной дороги, напротив нынешней фабрики им. Крупской. Там были бильярд, буфет, летняя танцплощадка, показывали кино и концерты. Вскоре после освобождения в этом клубе на одном из концертов с солистами, хором и оркестром выступал Марк Фрадкин с премьерой своей песни о нашем городе. Учитывая, что эта патриотическая и правдивая песня многие годы не исполняется не только по российскому, но и по Волгоградскому радио, считаю, что когда действительно из песни слова не выбросишь, и следует привести текст песни целиком, тем более и потому, что не только музыку, но и слова написал Марк Фрадкин. Раньше она звучала постоянно и в нашем городе и по стране. Сейчас же мы слышим эту мелодию в позывных Волгоградского областного радио.

        «Песня о волжском богатыре»

        Слова и музыка М.Фрадкина

        Стоит среди бурь исполин величавый,

        И пламя пожаров пылает кругом,

        Восходит над этим богатырская слава,

        И слышен далеко сражения гром.

        Его поднимала на битву с врагами –

        Великая, правда, священной войны,

        Творенья людей, превращенный в камень,

        Руины у волжской высокой волны.

        

        Нет силы такой, столб сломить исполина!

        Его отстояли России сыны,

        И будут веками слагаться былины

        Про город у волжской высокой волны.

        

        Окончились дни испытаний суровых…

        Над Волгой, великою русской рекой,

        Из гордых руин поднимаются снова,

        Но трижды прекраснее город-герой.

        

        Стоит над рекой Сталинград величавый

        На поле победы, как воин стоит,

        Восходит над ним богатырская слава,

        И русская песня над Волгой звенит.

    Я был на этом концерте. В песне после 3-его куплета была цитата из народной песни о С. Разине. Он остановил хор  и спросил у зала, следует ли делать эту вставку. Я, помниться, вскочил «первее всех» и закричал: «Не надо, песня и без нее хорошая», - зал дружно поддержал. Эту цитату М.Фрадкин больше никогда не использовал – убрал ее сразу. На месте нынешнего клуба им. «Павших борцов» был построен большой деревянный клуб с небольшим балконом по периметру. Были буфеты, каток. В этом клубе выступал популярнейший народный киноартист Петр Алейников (к/фильмы: «Трактористы», «Семеро смелых» и др.) выходил несколько раз. Однажды вышел, как рассказывают, и объявил, что из его гримерной только что стащили лакированные туфли. Выйдя, следующий раз, сказал: «Спасибо, туфли на месте», - совестливая была «шпана». Около СталГРЭСа вокруг скверика, было место для гуляния, так называемый «Быстряк», хорошо освещен красивыми фонарями. Вечером гуляло много народу. Почему назвали «Быстряк»? Наверное, потому что все делалось быстро, - знакомились, сходились и расходились. Здание, в котором сейчас находиться горбольница №, было построено перед самой войной. Но школа там так и не была открыта, т.к. началась война и здание было оборудовано под военный госпиталь. Больница там открылась уже после войны. В  госпитале работала моя тетя Кошенская М.П. (сестра матери). На фотографиях она снята со своим коллективом хирургического отделения перед госпиталем. За хорошую и добросовестную работу она была награждена очень ценным для того времени подарком, - маленьким, живым, поросенком, который позирует на другом фото вместе с моей мамой Сергеевой (Кошенской) Н.П. в 1943 г. Как только отогнали немцев начала работать школа № 25. я помню, нам выдавали так называемый «кух» -к-у-х-, который представлял собой высокий пирог из сдобного теста без начинки (как бы кекс), посыпанный сверху крошкой вкусной и порезанный кусками. Очень и очень вкусно после прожитого, трудного, и голодного времени. Да и тогда еще было трудно и голодно. Выдавали талоны на питание на фабрику – кухню. Это была большая столовая, где кормили по талонам. Находилась она очень далеко (это за нынешним рынком). Собственно он и тогда был на том же месте, почти у остановки им. «Ермана» (ж/дорога). Раньше называлось «18 км». У меня сапоги были немецкие из прекрасной кожи, красно-коричневого цвета, с короткими голенищами и конечно, большого размера, - на мужчину. Моя ножонка там болталась, а на подошвах были закреплены металлические шипы, для того, чтобы она меньше изнашивалась. Пока дойдешь до этой столовой, похлебаешь какого-то супа, второе и компот. Вернешься домой, то получается – энергии потратишь больше, чем ты приобрел в столовой этим обедом. Слушаю песню, а вспоминаю свое детство. Проникновенная песня «Бекетовка» нашей Бекетовской – знаменитой на весь мир землячкой, композитором Александрой Николаевной Пахмутовой была написана к широко отмеченному в нашем городе 50-летнему юбилею победы в Сталинградской битве на слова участника Сталинградской битвы Киреева (не профессионального поэта). Прозвучала она на праздничном концерте во Дворце спорта в прекрасном исполнении Л.Зыкиной.

        «Бекетовка»

            Сл. Киреева муз. А. Пахмутовой

        За Волгой разливается малиновый рассвет

        И на пологих скатах тишина.

        Минуло много зим уже,

        Минуло много лет

        С тех пор, как отгремела тут война.

        

        Припев: Над балками глубокими,

        Над гребнями высот

        Покоем дышит мирная земля,

        А где-то под Бекетовкой

        Солдатские края,

        Где опалилась молодость моя.

        

        Бекетовка, Бекетовка, такая в небе синь,

        Как - будто не велись кругом бои.

        И только серебристая, прегорькая полынь

        Растет на нашей праведной крови.

        

        Припев:

        Молчат окопы старые, воронок стерся след.

        Осколки не видны в груди полей.

        И греет сердце пламенный, малиновый рассвет,

        Колыша пламень юности моей.

        

        Припев:

    Хочется вспомнить о трех своих знакомых фронтовиках времен Сталинградской битвы. Как и в некоторых других домах, в нашем доме по ул. Писемского 33 (теперь на этом мете гимназия № 9) квартировались солдаты. Один из них Алексей, стройный, чернявый красавец из Ленинграда. Война есть война, а жизнь свое берет. У него завязались взаимные чувства с нашей соседкой – прекрасной девушкой. Передовая проходила совсем рядом, и мы были у немцев, как на ладони. Бои шли неподалеку и далеко не все солдаты после очередного боя возвращались с передовой. Однажды Алексей перед уходом на передовую снял с себя и одел мне на голову свою красивую шапку-кубанку, затем вытащил из кармана кошелек, а из него красную купюру старинную тридцатку и отдал мне со словами: «Держи, на память!». Видно есть такое явление, как предчувствие. После возвратившиеся солдаты сообщили, что Алексей был тяжело ране – оторвало обе ноги, он умер по дороге в госпиталь. Такая тридцатка, как память об Алексее, о военном детстве, у меня многие годы лежит под стеклом на рабочем столе. Другой солдат, с которым свела меня война – Николай, добродушный, полноватый тамбовец средних лет. Он тоже погиб в его повозку попал снаряд. Война забирала тех, кто заслуживал жить. Погибли отличные, добрые, широкой души люди. И мне, мальчишке 10 лет, было горько и обидно за это. Никак я не мог примириться. Особенно хочется вспомнить и отметить третьего человек, который жил с нами вместе в лихое оборонительное время. Кинооператор – Василий Алексеевич Косицын. Он жил в нашем доме в 1942-1943 г. И приезжал в 1944 г. До войны работал на Куйбышевской (ныне Самара) киностудии. Василий Алексеевич оборудовал в комнате нашего дома свою небольшую фотолабораторию. В качестве помощницы к нему на работу была оформлена моя мать, т.к. меня по малолетству не разрешил взять на эту работу. На киносъемки он брал меня неоднократно. Я перетаскивал аппаратуру, помогал при съемках. Сразу же «по горячим следам», когда город Сталинград от фашисткой нечисти только что освободили, Косицын выехал на съемки и взял меня. Он снимал городские руины, заводы «Красный Октябрь» и «Тракторный». Особенно запомнилась съемка фонтана в центре города у вокзала. Я до сих пор помню, как он делал эти запоминающиеся кадры. Скульптурные фрагменты каменных детей на фонтане, с отбитыми  руками, с дырами от осколков производили жуткое впечатление. Я запомнил время съемок, - было ранее утро. Вместе с войсками он ушел на запад. В 1844 г. ему представился краткосрочный отпуск. Он вызвал жену Веру и дочь Ирину из Куйбышева в Сталинград и у нас он прожили несколько дней. В эти дни он и сделал эту фотографию детей, где поддерживаю за локоть его дочь. И тогда в документальных фильмах о войне, в титрах, среди множества фамилий военных кинооператоров появляется его фамилия я всегда с радостью, и гордость  вспоминаю этого человека и дни, проведенные вместе с ним. Однажды в одном  из фильмов, посвященных очередной годовщине Победы, фамилия В. А. Косицына была указана в титрах среди фамилий других фронтовых кинооператоров, погибших в ВОВ. Его фамилия была указана среди других фронтовых кинооператоров, кинокадры которых были использованы как в Советском многосерийном документальном фильме о ВОВ, так и в подобном фильме – американском. После Победы мы узнали, что его в числе других кинооператоров, перебросили вместе с войсками Германского фронта на Японский, где он и погиб. Буду рад, если сотрудники в Самаре, где получат нашу газету, не сочтут за труд, разыщут его родных, подарят эту статью и сообщат, что в Волгограде Косицына В.А. помнят и чтут.

        

    Ноябрь 2001 г.                                                      Сергеев Анатолий Николаевич

    Военный инженер-механик по минновзрывным средствам.

    Выпускник 1956 г. Военного- Инженерной Академии им. В.В. Куйбышева.

    Офицер в отставке, инвалид.

    Член Ассоциации «Дети военного Сталинграда» Кировского района.

  • Запись первая
  • Запись вторая
  • Запись третья
  • Запись четвёртая
  • Запись пятая

  • На условиях обмена: Семь навыков преуспевающих людей; Фиксаторы для коленных суставов; Геодезическое, холодильное оборудование; Капитал Карла Маркса; Кольцо, брошь, подвеска; Об Интернет покупках;