Владимир Микоян - 7
КОСМОНАВТ АФАНАСЬЕВ.
Полковник Кохан сказал мне, что к нам в Волгоград приехал Афанасьев. А у меня эта фамилия ассоциируется в первую очередь с Иваном Филипповичем Афанасьевым, который, как пишут в Энциклопедии СТАЛИНГРАДСКАЯ БИТВА «……………………………….». К стыду своему не сразу поняла, что речь идёт о космонавте Афанасьеве. Он был в гостях у Прокофия Пантелеймоновича Кохана и тот ему подарил свою книгу. Поняв, кто приехал на торжества в Волгоград, и, зная боль качинцев о Каче, поставила себе задание. Выполнить его оказалось трудновато. Как взять автограф у официального гостя? Я уже была несколько лет в комиссии по увековечению памяти погибших в Областном Комитете ветеранов войны и военной службы (Дом офицеров) и могла присутствовать на торжествах в составе Комитета. Приехала 9 мая 2006 года утром, встретилась с друзьями по Комитету, и мы пошли в торжественной колонне следом за первыми лицами Волгоградской области, Города-Героя Волгограда и приглашёнными почётными гостями. Возложили цветы к Вечному Огню, прошли на гостевые трибуны. Я шла за спиной Афанасьева и не знала, как к нему обратиться. Научили друзья. Мы уже приехали на Мамаев курган. Вот по дороге, поднимаясь на вершину, когда было удобно, начала тихо говорить космонавту: «Товарищ полковник, вы качинец?». Он меня понял сразу же и, не оборачиваясь, ответил по военному чётко и коротко: «Да». Второй вопрос мой был: «Вы были у Кохана?». «Да», - ответил он. Тогда я задала вопрос, ради которого и побеспокоила его: «Вы считаете, что Качи должна быть возрождена?». Афанасьев понял, зачем я его побеспокоила. Мы уже вышли на мемориальное кладбище. Вот там, зная, как проходит церемониал, я подошла к нему. Протянула блокнот, и он стал писать. Сопровождавшие его, видела и понимала, что были недовольны моим посягательством на гостя. Но ради Качи я перенесла это спокойно. А Афанасьев сказал им коротко, видя лишнее рвение их, и успокоил: «Я ещё не всё написал». Поблагодарив космонавта - качинца за долгожданный подарок я спокойно поехала к Прокофию Пантелеймоновичу Кохану. Поздравила его с праздником и показала то, что написал Афанасьев. Он был доволен. «ОЧЕНЬ ХОЧУ, ЧТОБЫ МЫСЛЬ О КАЧЕ, КАК О СТАРЕЙШЕЙ КУЗНИЦЕ ЛЁТНЫХ КАДРОВ ДОШЛА ДО СЕРДЦА КАЖДОГО ВОЕННАЧАЛЬНИКА, КОТОРЫЕ СЕЙЧАС В ГЛАВКОМАТЕ ВВС, ГУКа И ГЕНШТАБЕ. УВЕРЕН, ЧТО КАЖДЫЙ СТАЛИНГРАДЕЦ – ВОЛГОГРАДЕЦ ХОЧЕТ ОТКРЫТИЯ КАЧИНСКОГО УЧИЛИЩА ЛЁТЧИКОВ НА ЗЕМЛЕ ГЕРОИЧЕСКОГО ГОРОДА.
ЛЁТЧИК – КОСМОНАВТ СССР.
Подпись В. АФАНАСЬЕВ.
9.05.06».
В 2006 году на майские торжества приезжал качинец, космонавт Афанасьев. На вершине Мамаева кургана он написал мне эти слова, выражающие мнение
народа. Это бесценный автограф. НАРОД ВЕРИТ…
2006 год Дэя Вразова.
100-летние Юбилеи КАЧИ и ВВС России.
Как быстро летит время. Печально, но в сентябре 2006 года полковник Прокофий Пантелеймонович Кохан ушёл из жизни. Попозже умер и Фёдор Никифорович Усков, полковник, лучший «шкраб», инструктор Качи. Я с ними дружила, благо Усков жил на той же улице имени Генерала Шумилова в Кировском районе Города - Героя Волгограда в прямом смысле через три дома. Он был рад моим приходам, так как мог только «летать на своём 20-м самолёте» по квартире. Так мы в шутку звали его инвалидную коляску. Великолепный рассказчик и самобытный поэт, он мне рассказывал о Каче и качинцах. Он сам учился в Каче вместе с Василием Сталиным. Закончил её в 1940 году и стал инструктором. Норма наших встреч была не менее четырёх часов. Вела записи. Огромный архив его рассказов «Досье от Ускова» ещё не смогла обработать. Физически не успеваю. Кохан же 10 лет отдал Каче, налаживая её тыл. Его качинцы называли мне «асом тыла». Они до последнего дня были очень дружны. Перезванивались почти ежедневно, подшучивали над собой, но были оба жизнелюбы и трудяги. Мне была доверена почётная обязанность быть между ними письмоносцем, выполняя их поручения-просьбы. Но я же видела их слёзы о Каче и глубочайшую боль о потере Качи для России. Самое удивительное, спросите любого в Кировском районе Города - Героя Волгограда о Каче и вам ответит НАРОД: «Качу нельзя было уничтожать, Кача должна жить, Кача должна быть возвращена в наш город». Скорее всего, так ответят не только в Кировском районе. Стала собирать подписи о возвращении Качи. Ведь из 88 лет жизни Качи, 44 года она была в Сталинграде-Волгограде. У нас в центре Кировского района стоят «дома лётчиков», которые когда-то строили для качинцев во время службы Кохана. Листы с подписями положила в свой архив, как клич народа к власти.
100-летие Качи.
2010 год – год Юбилея Качи. Праздник ВЕЛИКОЛЕПНЫЙ!!! прошёл в Волгограде и уже ушёл в Историю. Работе Оргкомитета и лично Сергея Петровича Забеднова ставить можно только пять с плюсом. Проведена была огромная подготовительная работа. Мне на память осталась юбилейная медаль, которой была отмечена моя скромная работа по заданиям оргкомитета. Очень приятен был подарок от Городской Думы, которым отмечались пять женщин Города-Героя Волгограда, работа которых связана с авиацией. Почему вдруг в их числе есть моё имя? Я занимаюсь поисковой работой. Тема авиации мне родная. Поясню почему. Моя мама Ефимова Вера Ивановна и родной отец Токарев Григорий Андреевич учились в Сталинградском аэроклубе до войны. Есть фото, где в 1939 году мама с друзьями на Бекетовском аэродроме у самолёта и единственное фото отца, где написано, что он был курсантом Сталинградского аэроклуба. Есть и много документов в моём архиве. Один из них говорит о том, что мама проходила службу в 456-м БАО 2-й Гв. ИАД ПВО (в/ч 21305). Мне помог прочитать его полковник Кохан. Значит, моя мама служила во 2-й Гвардейской истребительно-авиационной дивизии уже после Сталинградской битвы. Это та самая знаменитая 102-я ИАД ПВО ТС, где воевал и мой любимый Герой Владимир Григорьевич Каменьщиков. Обратилась в ВКВО по Советскому, Ворошиловскому и Кировскому районам г. Волгограда и 25.05.2011 года получила копию справки ЦАМО (г. Подольск), подтверждающую этот факт жизни моей мамы. Пока имени мамы нет в книге «Солдаты Победы». Надо съездить в облвоенкомат. А имя отца есть: «ТОКАРЕВ Григорий Андреевич, родился 1921, старший лейтенант, 367 бап. (Кир.)». Это значит, что Кировский РВК г. Волгограда давал эти сведения. (РФ. Волгоградская область. Волгоград. П. – Я. СОЛДАТЫ ПОБЕДЫ. Т. 3. Издатель. Волгоград. 2006. С. 405). Что смогла уже сделать, как поисковик по теме авиации? Выходили статьи в газетах районной, городской, областных. В журнале «Отчий край» (Волгоград) вышли статьи о Каменьщикове В. Г. (журнал попросили подарить в ЦМ ВОВ 1941-1945 гг. на Поклонной горе в Москве в 2005 году); Здоровцеве С. И. – они окончили 7-ю СВАУЛ; Володе Микояне – он окончил Качу. Последние два года материал пошёл и в Интернет, благодаря помощи моих друзей (Белоруссия, г. Брест и Волгоград), которые неожиданно вошли в мою жизнь и стали реально помогать. А с Сергеем Петровичем Забедновым меня познакомила поисковая тропа. Ко мне обратился Александр Виноградов с просьбой помочь ему съездить на могилу деда. Я впервые столкнулась с судьбой солдата, погибшего в концлагере в Германии. Саша живёт в Красноармейском районе и там депутат Гордумы С. П. Забеднов. Я же живу в Кировском районе. Саша привёз меня на приём к Сергею Петровичу. Вот почему-то он при первой встрече мне сказал, что меня надо ввести в оргкомитет по подготовке Юбилея Качи. Так мы стали сотрудничать. Хотите улыбнуться вместе со мной и удивиться? А вначале вопрос на засыпку: «Кто был первым лётчиком в России?». Мне отвечать легко, потому что это моя родная мамина фамилия. Когда я дома, взяла лупу и рассмотрела надпись на юбилейной медали, то прочитала фамилию, которую сама носила до замужества – Ефимов. Рассмеялась, что дали медаль с родной фамилией. А когда мы наслаждались концертом Академического ансамбля песни и пляски Российской армии имени А. В. Александрова, я вдруг поняла и приказала себе: «Смотри, как виртуозно танцуют артисты. Надо не пищать, не жаловаться, что ноги болят, а жить и хотя бы сидя, но танцевать!». А уж, как поют?!! После концерта, я подошла взять автограф у музыканта и сказала честно: «После вашего выступления можно спокойно умирать». А он мне ответил: «Помирать не надо, лучше живите, а мы к вам ещё приедем»…
… «ДОЛГУШИН Степан Фёдорович, родился 25.9.1920 в с. Новопокровское ныне Богородицкого района Тульской области, в семье крестьянина. Русский. Член КПСС с 1942. Окончил 7 классов, школу ФЗУ и аэроклуб. Работал слесарем на заводе в Туле. В Советской Армии с 1939. В 1940 окончил Качинскую военную авиационную школу. Участник Великой Отечественной войны с первого её дня. Командир эскадрильи 180-го истребительного авиационного полка (46-я авиационная дивизия, Калининский фронт) лейтенант Долгушин к 1.02.42 совершил 185 боевых вылетов, провёл 29 воздушных боёв, лично сбил 7 и в составе группы 4 самолёта противника. Звание Героя Советского Союза присвоено 5.5.42. В 1947 окончил Высшие офицерские лётно-тактические курсы, в 1958 – Военную академию Генерального штаба. Был начальником кафедры Военно-воздушной инженерной академии. Генерал-лейтенант авиации (1967). С 1976 – в запасе. Живёт в Москве. Награждён 2 орденами Ленина, 4 орденами Красного Знамени, орденом Александра Невского, 2 орденами Отечественной войны 1 степени, 2 орденами Красной Звезды, орденами «За службу Родине в ВС СССР» 3 степени, медалями.
Литература: Бессмертен подвиг их высокий. 2-е изд., доп. и перераб. Тула, 1983. С. 190-192». (ГЕРОИ СОВЕТСКОГО СОЮЗА. Краткий биографический справочник. Т. 1 АБАЕВ – ЛЮБИЧЕВ. М., Военное издательство. 1987. С. 438, 903, фото на с. 438). В 1940 году Качу закончил Фёдор Никифорович Усков. Значит, они с Долгушиным С. Ф. учились в одно и то же время. Да, 18 сентября 1942 года первым из братьев Микоянов в бой вступил Степан. Когда последовала команда уничтожить разведчик-корректировщик ФВ-189 – предвестник очередного налёта противника, то огнём из всего бортового оружия Степан Микоян и Александр Семёнов блестяще выполнили боевую задачу. После второго боевого вылета Клещёв приказал Степану отдыхать, а машину заправить для младшего Микояна. Степан стоял рядом, когда Володя, подняв руку, запросил разрешение выруливать. Улыбнулся брату, что-то крикнул, но слова заглушил мощный гул взлетающих истребителей. Хронометр показывал 12 часов 45 минут по московскому времени. Группа из 13 машин во главе с комэском капитаном Избинским ушли на выполнение боевого задания. Есть разные версии его гибели, война штука жестокая. Но то, что этот молодой воин, которому было от роду 18 лет и 3 месяца в своём последнем воздушном бою сделал всё, что мог, - не вызывает сомнения. В ноябре 1942 года 434-й ИАП был переименован в 32-й Гвардейский ИАП. Он был в Резерве Главного Командования, т.е. выполнял задания на наиболее важных участках фронта. За боевые подвиги в битве под Сталинградом были удостоены звания Герой Советского Союза лётчики 434-го (32-го Гв.) ИАП:
АЛКИДОВ Владимир Яковлевич;
АНИСКИН Александр Дмитриевич – (погиб 20 февраля 1942 года);
БАКЛАН Андрей Яковлевич;
КАРНАЧЁНОК Николай Александрович – (погиб 22 сентября 1942 года); САВЕЛЬЕВ Василий Антонович;
ХОЛЬЗУНОВ Алексей Иванович – (погиб 7 марта 1943 года).
Почти все его лётчики были награждены орденами, в том числе и Степан Микоян. За свой подвиг и мужество МИКОЯН Владимир Анастасович был награждён орденом Красной Звезды - посмертно.
Меня заинтересовало место гибели командира 434-го ИАП, майора, Героя Советского Союза Ивана Ивановича Клещёва. Он похоронен в г. Рассказово Тамбовской области (данные справочника «Герои Советского Союза»). Позвонила к своим большим друзьям на Мамаев курган и, конечно же, как всегда, получила точный савкинский ответ. Есть у Владимира Фёдоровича Савкина (заведующий научно-исследовательского отдела памятника-ансамбля «Историко-мемориальный комплекс Героям Сталинградской битвы») заветные бесценные тетради. Он рассказал мне, что была встреча с ветеранами 8-й ВА и говорили они, что Клещёв погиб в районе Тракторного завода, но…в документах данных о нём нет, и на знамёнах Зала Солдатской Славы имени его мы не прочтём. Значит И. И. Клещёв погиб 31 декабря 1942 года, но не в Сталинграде. Учитывая, что полк находился в РГК и где шла дорожка войны Ивана Клещёва до дня гибели, - пока это загадка. Поистине поисковая тропа никогда не кончается. И тут мне вновь помогла книга Степана Микояна: «Под Новый, 1943-й год, произошло несчастье. Разбился Иван Иванович Клещёв – знаменитый лётчик, наш командир полка. В конце декабря он полетел на Як-9 в командировку на аэродром Рассказово под Тамбовом. Ещё за день до того, как надо было возвращаться в Москву, начался и не прекращался обложной снегопад. Лететь было нельзя. Но 31 декабря он не выдержал и всё-таки полетел. Пройдя немного по маршруту, видимо, понял, что пройти в район Москвы не сможет, и вернулся. Стал планировать на посадку в Рассказово, но из-за падающего снега и белой поверхности поля не смог определить высоту в самый критический момент посадки, когда нужно вывести самолёт из планирования («выровнять»). Самолёт ударился о землю и разрушился. За неделю до этого Клещёву исполнилось 24 года. Многие потом говорили, что погиб он из-за Зои Фёдоровой – спешил к ней на встречу Нового года, По-моему, его желание возвратиться к Новому году вполне понятно, независимо от того, кто его ждал. Я слышал, что были предложения переименовать Рассказово, где его похоронили, в Клещёво, но этого не произошло. К сожалению, ему не присвоили и звания дважды Героя, хотя после Сталинграда на его счету уже было 24 сбитых лично самолёта и 32 в группе. Я думаю, что если бы он не погиб так нелепо, то превзошёл бы и Покрышкина и Кожедуба».